Автор рубрики
Бендер Андрей Владимирович

Бендер Андрей Владимирович

Юрист, Судья Высшего Арбитражного Третейского суда, преподаватель

Стаж: с 2003 года


Задать вопрос эксперту

"Клиентский терроризм" (часть 1)

По мнению некоторых экспертов, по смыслу положений ст. 10 (Пределы осуществления гражданских прав) Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со ст. 159 (Мошенничество) Уголовного кодекса Российской Федерации под потребительским экстремизмом, клиентским терроризмом можно понимать следующие виды действий:
  • действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах;
  • злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ, услуг;
  • недобросовестное поведение потребителей;
  • умышленные противоправные деяния потребителей, совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям.
Предпосылкой для возникновения потребительского экстремизма и клиентского терроризма в России ряд экспертов считает последнюю редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей», который стал эффективным инструментом регулирования потребительского рынка и разрешения споров на нём. Целый ряд международных экспертов признал его лучшим из российских законодательных актов. При этом он считается самым лояльным в мире после американского: только в России и в США потребитель обладает настолько обширными правами.

С одной стороны, этот закон чётко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров, и обеспечивает надежную защиту интересов потребителей, а с другой — не предусматривает никаких норм ответственности за предъявление необоснованных претензий, и даже сам термин «потребительский экстремизм» («клиентский терроризм») или любое другое понятие или формулировка, соответствующие ему по смыслу (то есть отражающие, по сути дела, потребительское мошенничество), в нём отсутствуют.

Потребительский экстремизм имеет некоторые общие черты с корпоративным шантажом (рейдерством). Оба этих вида деятельности связаны со злоупотреблением правами, которые предоставляются участникам определенных общественных правоотношений.

Механизмы противодействия потребительскому экстремизму могут выражаться в превентивных мероприятиях и в ответных действиях. В качестве превентивных мероприятий можно использовать организацию работы с недовольными потребителями, что позволит уменьшить риск появления индивидуальных экстремистов, целью которых является моральное удовлетворение. Систематизация и анализ информации о развитии потребительского экстремизма и различных форм его проявления также является одной из мер противодействия этому явлению.

С вопросами претензий от недобросовестных пациентов сталкиваются многие участники процесса оказания платных услуг - от администраторов до руководителя. Имея большой опыт работы с претензиями пациентов в салонах, медицинских клиниках, центрах в данном блоге мы разберем сначала причины недовольства пациентов, клиентов и рефлексии участников конфликта, а затем представим практические рекомендации тем, кто хочет минимизировать как ущерб, так и частоту претензий.

Уважаемые коллеги, друзья и читатели данного блога, данная тема будет разделена на несколько этапов. Я надеюсь, что Вы узнаете для себя много нового и познавательного. Следите за обновлениями блога, с уважением, Бендер А.В.
Дата публикации: 28.03.2016
Похожие статьи
"Клиентский терроризм" (часть 4) 04.05.2016
"Клиентский терроризм" (часть 4)
Автор:
Бендер Андрей Владимирович
"Потребительский экстремизм" ("клиентский терроризм") - причины явления и законные способы борьбы с ним.      
Интеллектуальная собственность или...нет?! (часть 1)16.08.2016
Интеллектуальная собственность или...нет?! (часть 1)
Автор:
Бендер Андрей Владимирович
У вас скопировали и украли фото вашей работы... А являются ли такие фотоизображения результатом вашего творческого труда?!
"Клиентский терроризм" (часть 2)11.04.2016
"Клиентский терроризм" (часть 2)
Автор:
Бендер Андрей Владимирович
"Потребительский экстремизм" ("клиентский терроризм") - причины явления и законные способы борьбы с ним.      
"Клиентский терроризм" (часть 3) 21.04.2016
"Клиентский терроризм" (часть 3)
Автор:
Бендер Андрей Владимирович
"Потребительский экстремизм" ("клиентский терроризм") - причины явления и законные способы борьбы с ним.      
Оставьте свой комментарий
CAPTCHA

Задать вопрос эксперту
Войдите или зарегистрируйтесь!
CAPTCHA
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ