Автор рубрики
Смирнова Марина Владимировна

Смирнова Марина Владимировна

Юрист, экономист

Стаж: с 2003 года

Клиника «от» и «до». Маркетинг медицинских услуг

«Маркетинг» - это разноплановая предпринимательская деятельность в сфере рынка и сбыта. В сфере же здравоохранения под маркетингом понимают комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижения услуг, товаров медицинского назначения к потребителям, а также управления процессом их реализации.

И лишь при комплексном подходе может быть достигнуто наиболее эффективное использование концепции маркетинга. Это предполагает:
  • изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг;
  • изучение поведения пациентов;
  • изучение спроса на медицинские услуги и факторов, определяющих его изменение;
  • изучение деятельности конкурентов, оказывающих аналогичные услуги;
  • изучение наиболее эффективных каналов продвижения оказываемых услуг.
Особую роль играют маркетинговые исследования уровня доходов, их распределения по разным социальным и профессиональным группам и платежеспособного спроса на предлагаемые медицинские услуги в вашем регионе. В сложившейся сегодня в России кризисной ситуации нужно учесть, что уровень доходов населения резко упал, и в связи с этим необходимо уметь спрогнозировать тот продукт, который будет приоритетным для большей массы потенциальных и нынешних клиентов-пациентов.


Составные элементы маркетинга


Изучение пациента


Руководитель клиники должен определить, какие услуги будут пользоваться наибольшим спросом, определить возраст, социальный и профессиональный статус потенциального пациента.

Например:
  • Портрет основного пациента клиники косметологии – женщины, возраст от 30 лет; профессия, в которой внешность играет основную роль - как правило, публичные люди; социальное положение в обществе – выше среднего. Также в эту группу пациентов входят деловые женщины и некоторые домохозяйки.
  • Портрет пациента клиники пластической хирургии – женщины, недовольные своей внешностью, возраст от 25 лет. Занятость - любая сфера + домохозяйки, социальное положение особой роли не играет; необходим регулярный доход, необязательно высокий, так как во многих клиниках операцию можно сделать в кредит.

Изучение мотивов поведения пациентов


Почему? Необходимо знать, почему пациенты стремятся получить данную услугу. Сегодня спрос на услуги эстетической медицины диктует МОДА. Модно быть молодым, здоровым и красивым, мало кто хочет стареть естественно, как это было в прошлом веке. В нашем бизнесе у пациента мотивация одна: «Хочу выглядеть молодо и красиво».


Изучение рынка медицинских услуг


Увы, мало кто занимается таким анализом всерьез, а именно он помогает определить тот объем медицинских услуг, которые клиника сможет реализовать. Проанализировав рынок услуг, вы сможете принять решения по вопросам:
• на что делать упор в рекламе (на репутацию клиники, на качество услуг);
• игнорировать ли конкурентов или идти наравне с ними;
• кто ваш главный конкурент;
• кто ваш главный пациент;
• платежеспособность населения;
• какие услуги в дефиците, какие в избытке;
• сезонность услуг.
И самое главное – определить нишу на рынке, которую ваша клиника занимает или, согласно вашим планам, займет + ту долю рынка, которая может вам достаться.


Изучение конкурентов


Ориентироваться нужно на реальных конкурентов. Например, клинике рассматривать в качестве конкурентов врачей-одиночек в маленьких медицинских «кабинетах» бессмысленно. Вот минимум необходимой информации о конкурентных клиниках:
• финансовое положение (финансовая устойчивость – ключевой показатель, по которому можно предположить, переживет ли ваш конкурент кризис и какими темпами сможет развиваться);
• врачи (их квалификация, опыт, регалии, их клиентская база - необходимо оценить преимущества и недостатки перед вашими врачами);
• доля рынка (сегодня и в динамике – это позволит вам понять, будет ли клиника вам серьезным конкурентом или же вам не стоит на нее ориентироваться);
• перечень предлагаемых услуг с ценами, информация об оборудовании;
• стратегия рекламы (в чем отличие ее от вашей, ее особенности, какие скидки, бонусы, льготы и на какие услуги клиника предоставляет пациентам).

Проанализировав все это, вы сможете реально оценить ваши сильные и слабые стороны, чтобы успешно двигаться вперед. Интересный факт: 27% идей о расширении деятельности, разработке новых медицинских услуг и их внедрении рождается при анализе деятельности конкурентов.


Исследование рекламной деятельности


Сегодня вряд ли есть необходимость доказывать руководителю или собственнику медицинского бизнеса, что грамотно составленная рекламная кампания является мощнейшим средством увеличения объемов оказания медицинских услуг. Главное - определить рекламную концепцию, цели и задачи, которые вы преследуете. При этом следует учитывать эффективность вложений в рекламу: сколько денежных средств вы вложите, и какова будет отдача.
Дата публикации: 31.03.2016
Похожие статьи
Клиника «от» и «до». Шаг первый01.03.2016
Клиника «от» и «до». Шаг первый
Автор:
Смирнова Марина Владимировна
Клиника как бизнес - запуск бизнеса в эстетической медицине.
Клиника «от» и «до». Ремонт и оснащение20.03.2016
Клиника «от» и «до». Ремонт и оснащение
Автор:
Смирнова Марина Владимировна
Клиника как бизнес - ремонт и оснащение: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, требования к оборудованию.
Клиника «от» и «до». Маркетинг медицинских услуг31.03.2016
Клиника «от» и «до». Маркетинг медицинских услуг
Автор:
Смирнова Марина Владимировна
Клиника как бизнес - почему в маркетинге так важны комплексный подход и тщательное планирование?
Клиника «от» и «до». Основные черты медицинской услуги11.04.2016
Клиника «от» и «до». Основные черты медицинской услуги
Автор:
Смирнова Марина Владимировна
Клиника как бизнес - что есть медицинская услуга и каковы её специфические характеристики.
Оставьте свой комментарий
CAPTCHA

Задать вопрос эксперту
Войдите или зарегистрируйтесь!
CAPTCHA
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ