Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

Договор как улика

Договор как улика

Елена Москвичева


С 2012 года организации, оказывающие платные медицинские услуги заказчику, обязаны заключать с ним договор. Требования к содержанию договора прописаны в Постановлении Правительства от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг". Однако все до мелочи прописать невозможно и потому дальнейшим ориентиром в составлении и подписании договоров на оказание платных медицинских услуг нам служат результаты проверок и суды, во время которых так или иначе оценивается соблюдение закона.


Итак, проведем небольшой обзор судебных решений и посмотрим, чему они учат, на какие типичные ошибки указывают.


Ущемление прав потребителя


Договор договору розньЭтот недостаток встречается достаточно часто. Так в Великом Новгороде, Зеленограде, Москве, Свердловской области клиники эстетической медицины были наказаны за то, что не включали в договор информацию о возможности получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В связи с этим были возбуждены административные дела по статье 6.30. КоАП и наложен штраф на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Другим ущемлением прав потребителя считается получение аванса за услуги без согласия потребителя.То есть, на деле мы понимаем: если потребитель платит авансом, значит он согласен с такой формой оплаты. А вот проверяющие органы уверены в том, что пункт о возможности внесения денег за услугу до ее оказания (полностью или частично) должен обязательно находиться в самом тексте договора. Вот тогда, считают они, и будет формально соблюден пункт из статьи 37 закона «О защите прав потребителей» о порядке и форме оплаты выполненной работы (оказанной услуги), который гласит, что «с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса».

А в Саратове ущемлением прав потребителя посчитали отсутствие в договоре пункта, подтверждающего право на обращение в органы судебной системы для защиты своих прав.

Вот еще интересный случай: в одной клинике в договор был включен пункт о том, что подготовка выписки из истории болезни производится за отдельную плату. Такая же услуга находилась и в прейскуранте. Суд посчитал это ущемлением прав потребителя, поскольку право на получение информации об услуги содержится как в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан», так и в Постановлении Правительства «Об утверждении правил оказания платных медицинских услуг». В подобных случаях наказание устанавливается в соответствии с частью второй статьи 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


Отсутствие договора при оказании услуги


Вполне распространенное нарушение даже в тех клиниках, где имеются и заключаются договоры на инъекционные и лазерные методики. А вот на эпиляцию, пилинг или что-нибудь «уходовое-косметологическое» – не заключаются.

В том же Саратове возбуждено административное дело в отношении клиники, где на лазерную эпиляцию не заключались договоры на оказание платных медицинских услуг. Штраф составил сорок тысяч рублей. В данном случае применена была статья КоАП 14.1 часть 4, которая определяет наказание за грубое нарушение лицензионной деятельности. Одним из таких нарушений является как раз несоответствие Правилам оказания платных медицинских услуг. И кстати, с 1 января 2016 года штраф по этой части статьи увеличен – на юридическое лицо от ста до двухсот тысяч рублей (вместо сорока-пятидесяти тысяч).

Отметим, что все услуги, которые перечислены в Приказе Минздравсоцразвития № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» и в Приказе Минздравсоцразвития №1664н «Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг», являются медицинскими и, соответственно, на них надо обязательно заключать договор с заказчиком. Если у предприятия есть право на оказание бытовых косметических услуг (ОКВЭД – 96.02), то услуги, перечисленные в ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению) можно проводить как бытовые и договор с заказчиком не заключать.

Сюда можно присовокупить и случаи, когда договор оформляется в одном экземпляре. Так во время одной из проверок, которую проводил Роспотребнадзор, в акте было записано нарушение: «Договоры оказания платных медицинских заключаются в одном экземпляре, который остается у пациента». И это замечание также опирается на требование Постановления Правительства №1006: «Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах».


Договор как финансовый документ


Действительно, многие клиники рассматривают договор на оказание медицинской услуги как документ, который либо просто отдается на руки пациенту, либо в качестве якобы медицинской
документации подшивается в медицинскую карту.

На самом деле договор об оказании платных медицинских услуг является первичным учетным документом для целей налогового и бухгалтерского учета. Это не медицинская документация!
Поэтому он хранится в течение пяти лет (так же как кассовая лента) и необходим как форма подтверждения доходов. При этом проверяющие органы ссылаются на п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому первичные учетные документы подлежат хранению не менее пяти лет после отчетного года.


Информация, обязательная в тексте договора


договор 2.jpgБолее всего нареканий к оформлению договора возникает по поводу того, что в документе не указывается вся необходимая информация.

В Великом Новгороде по результатам проверки форм договоров отметили следующие недостатки:
  • не указаны телефон законного представителя потребителя услуг, стоимость платных медицинских услуг;
  • нет номера лицензии на осуществление медицинской деятельности, даты ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), наименования, адреса места нахождения и телефона выдавшего ее лицензирующего органа;
  • отсутствует подпись лица, заключившего договор от имени исполнителя, не указаны должность лица, заключающего договор от имени исполнителя;
  • нет сроков предоставления медицинской услуги; персональных данных потребителя; перечня медицинских услуг, оказываемых в соответствии с лицензией;
  • не прописана ответственность сторон за невыполнение условий договора.
В Сыктывкаре территориальный орган Роспотребнадзора по жалобам потребителей проверяет косметологический центр и обнаруживает, что в договоры на оказание платных медицинских услуг не включена информация об услугах. Штраф составил двадцать тысяч рублей.

В данном случае мы имеем дело с нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Вот её содержание:
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Итак - в качестве подведения итогов: при составлении формы договора на оказание платных медицинских услуг необходимо внимательно перечитать пункт 17 раздела IV Постановления Правительства №1006. Там сказано, какие именно обязательные пункты договор должен содержать:

1. Сведения об исполнителе:
  • наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.
2. Сведения о потребителе:
  • фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
  • фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
  • наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица.
3. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
4. Стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты.
5. Условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
6. Должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
7. Ответственность сторон за невыполнение условий договора.
8. Порядок изменения и расторжения договора;
9. Иные условия, определяемые по соглашению сторон.

На самом деле, в самой форме договора на оказание медицинской услуги - для руководителей клиник - все еще много неясностей:
- Действительно ли на каждую услугу нужно подписывать договор?
- В какой форме должна приводиться информация об услуге?
- Надо ли описывать услугу с указанием препаратов и приборов, с помощью которых она оказывается.
- В качестве исполнителя услуги выступает ООО или же конкретный врач?
- Нужны ли паспортные данные заказчика при подписании договора?


На эти и другие вопросы, которые пользователи портала "Эстетический гид" зададут в течение января, мы ответим в следующей статье. Оставить вопрос можно окне комментария под текстом. Следите за нашими публикациями!

11.01.2016
Оставьте свой комментарий

 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

 

Войдите или зарегистрируйтесь!
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ