Автор рубрики
Назипов Руслан Миннефаизович

Назипов Руслан Миннефаизович

юрист, бизнес-консультант в области правомерного противодействия преступным посягательствам

Стаж: с 2000 года


Задать вопрос эксперту

Как защитить клиентскую базу?

Многие руководители не знают о том, что в России с 2004 года действует Федеральный закон № 98 «О коммерческой тайне». Однако именно этот документ дает возможность защитить клиентскую базу салона/клиники.

Что такое коммерческая тайна? Это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю - при существующих или возможных обстоятельствах - увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Как видим, клиентская база как нельзя лучше попадает под это определение.

Какую информацию нельзя признавать коммерческой тайной?

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ);

7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия, которых (или недопустимость ограничения доступа к которым) установлена иными федеральными законами.

Как видим о клиентской базе предприятия ни слова. Поэтому с чистой совестью приступаем к созданию на своем предприятии режима коммерческой тайны.

Порядок действий

Для начала необходимо ввести на предприятии режим коммерческой тайны. Делается это путем издания внутреннего документа, например «Положения о коммерческой тайне в ООО …».

Следующим шагом внутренним приказом Положение вводится в действие: с ним под подпись должны быть ознакомлены сотрудники.

После этого с сотрудниками, имеющими доступ к клиентской базе, подписывается соглашение о неразглашении/конфиденциальности.

Остается только на всех носителях информации (компьютерах, ноутбуках, планшетах), содержащих сведения о клиентах, разместить специальный гриф – табличку о том, что устройство содержит коммерческую тайну.

С этого момента все ваши сотрудники, имеющие доступ к клиентской базе, являются специальными субъектами. И если впоследствии они любым способом (копирование, изготовление скриптов, отправка по электронной почте и т.п.) похитят вашу клиентскую базу и попытаются ее использовать, то автоматически подпадают под действие ст. 183 УК РФ (отрывок):

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.06.2015 N 193-ФЗ).
(см. текст в предыдущей редакции).

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Дата публикации: 13.09.2018
Похожие статьи
Вы в планах проверок16.07.2019
Вы в планах проверок
Автор:
Назипов Руслан Миннефаизович
Как проверить, не ожидаются ли в текущем году плановые проверки вашего бизнеса контролирующими органами?
Договор о коллективной материальной ответственности24.01.2019
Договор о коллективной материальной ответственности
Автор:
Назипов Руслан Миннефаизович
Договор КМО – эффективное средство от хищений со стороны сотрудников, однако нужно учитывать некоторые нюансы.
Как по закону? Вопросы и ответы. Часть 506.02.2019
Как по закону? Вопросы и ответы. Часть 5
Автор:
Назипов Руслан Миннефаизович
Юридическая консультация: ответы на вопросы, актуальные для каждого руководителя сферы красивого бизнеса.
О лжесотрудниках 17.01.2019
О лжесотрудниках
Автор:
Назипов Руслан Миннефаизович
А точнее о лжесотрудниках Роспотребнадзора, плане проверок и правилах оформления «Уголка потребителя».
Оставьте свой комментарий

 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

 

Задать вопрос эксперту
Войдите или зарегистрируйтесь!
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ