Частый вопрос: может ли в клинике косметологии работать косметик-эстетист без медицинского образования. И если да, то, на каких условиях: штатный сотрудник, ИП или «самозанятый» гражданин?
Я, как практик в сфере бизнес-консалтинга и юридической поддержки предприятий красоты и здоровья, принципиально не рассматриваю схемы, когда осуществляется аренда кабинетов, рабочих мест любыми специалистами косметологии и эстетических услуг.
Для организации – это риски во всех отношениях: репутационных, качестве оказания услуг, трудовых, налоговых, покупке препаратов и расходных материалов, соблюдения внутреннего распорядка, санэпидрежима, техники безопасности, противопожарных мер и пр. Клиники на таких «сотрудниках» в конечном итоге не зарабатывают, а теряют.
Специалисты-арендаторы, рассуждая о плохих и хороших работодателях, не понимают, что такое бизнес-процессы, планирование, оборотный капитал, закупки, отчетность, проверки, маркетинг… При этом они не готовы ничего организовать сами и брать на себя ответственность за коллектив.
Возможно, мой ответ и мое мнение не совпадают с другими. Но у меня речь пройдет о легитимном бизнесе, где есть организационная структура и руководители, которые, не смотря на все трудности, стремятся развиваться, привлекать пациентов, двигаться вперед.
Итак, в клинике косметологии может быть кабинет оказания эстетических услуг, не предполагающих лицензирования. Для этого при выборе кода ОКВЭД помимо основного, об оказании медицинских услуг, необходимо взять дополнительный – ОКВЭД 96.02.02 «Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты».
Косметические услуги включают следующий перечень:
- окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц;
- косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;
- гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;
- косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;
- предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств.
Зачем нужно указать дополнительный код ОКВЭД? Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) обозначает виды деятельности, которые ведет общество, и в данном случае два кода – это два вида предпринимательской деятельности.
Применительно к нашей ситуации это важно, как минимум, для трех надзорных организаций: налоговой инспекции, Роспотребнадзора, ГИТ (государственной трудовой инспекции). Чтобы не было путаницы в бухгалтерском учете в кассовых операциях удобнее пробивать чеки двух видов, например: «Медицинские услуги» и «Косметические услуги». Чеки «Медицинские услуги» будут содержать номенклатуру медуслуг и отражать оплату за них. А другие – информацию о виде и оплате за косметические услуги.
При оказании медицинских и косметических услуг в организации должно быть два прайс-листа: один на косметологию, другой на косметические услуги. В прайс-листе на косметические услуги избегайте использования слов «медицинский», «лечебный» и пр. Также в этом перечне не должно быть уходовых процедур, проводимых с помощью оборудования, имеющего регистрационные удостоверения Росздравнадзора, и косметики, на которую есть документы, указывающие на медицинскую принадлежность.
Существуют определенные требования к кабинету для косметических услуг в клинике. Главный документ, который регламентирует размещение, устройство, оборудование, содержание и режим работы кабинета - это СанПиН 2.1.2.2631-10 в редакции от 10.06.2016 г.
Согласно ему, требуется отдельный кабинет – не менее 12 кв.м. В нем нельзя чередовать или совмещать прием врача-косметолога, медицинской сестры по косметологии и косметика-эстетиста. В кабинете эстетиста могут работать одновременно два-три специалиста. В этом случае кабинет больше по метражу и разделяется перегородками высотой 1,8-2,0 м.
Также должны быть оформлены все необходимые договора с организациями по выполнению ППК, санэпидрежима, мероприятий по охране труда и технике безопасности, мероприятий по противопожарной безопасности и пр. Есть и другие требования, в том числе – к оснащению кабинета, порядку уведомления о начале данного вида деятельности Роспотребнадзор.
Во второй части этого материала я расскажу о нюансах оформления работника на должность «Косметик-эстетист» и трудностях с принятием на работу в должности «самозанятых» граждан.
Дата публикации: 26.09.2019
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.