Ваш город:
Москва

Заглянуть врачу через плечо. Имею право!

Ряхина Наталья Александровна

Ряхина Наталья Александровна

Заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ЧУ ДПО МР «Новый уровень», кандидат медицинских наук, главный врач NEO-Clinic (Тюмень)
23
Стать автором блога

С 1 марта 2022 года вступает в силу новый Порядок ознакомления пациента, либо его законного представителя, с медицинской документаций, отражающей состояние здоровья пациента. Действовать этот приказ будет 6 лет, то есть до 1 марта 2028 года. К слову, Минздрав России начал определять срок действия приказов, ранее нормативно-правовые документы носили бессрочный характер.


Заглянуть врачу через плечо.jpeg


Итак, знакомиться с медицинской документацией теперь является правом пациента. Данное право возникает и у родственников пациента (супругов, детей, родителей, усыновителей, родных братьев и сестер, внуков, бабушек или иных лиц), если пациент перечислил их в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство или письменно оформил согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.



Основанием для ознакомления пациента, его законного представителя или другого лица с медицинской документацией является письменный запрос в клинику, в том числе в электронной форме. Данный запрос должен содержать следующие сведения:

  • ФИО пациента;

  • ФИО законного представителя пациента либо лица, которому разрешено получать информацию о состоянии здоровья пациента.

  • место жительство (пребывания пациента);

  • реквизиты паспорта лица, направившего запрос (номер, серия, дата выдачи и наименование выдавшего органа);

  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия законного представителя пациента (свидетельства о рождении и др): номер, серия, дата выдачи и наименование выдавшего органа;

  • период оказания пациенту медицинской помощи в клинике, за который пациент (законный представитель) желает ознакомиться;

  • почтовый (электронный) адрес для направления письменного ответа;

  • номер контактного телефона.


То есть на регистратуре, официальном сайте клиники должен быть размещен шаблон заявления, который содержит вышеперечисленные сведения. После получения запроса мы должны поднять медицинскую документацию и убедиться в том, что пациент разрешил своему родственнику или иному лицу право передавать информацию о состоянии своего здоровья.


Заглянуть врачу через плечо1.jpeg


Письменный запрос может быть направлен по почте либо доставлен нарочным. Запрос в электронной форме направляется на электронный адрес клиники.


Поступивший запрос, в том числе в электронной почте, регистрируется в течение рабочего дня. В течение следующего за регистрацией рабочего дня работник клиники доступными средствами связи (по указанному номеру телефона или по электронной почте) уведомляет заявителя о дате регистрации и входящем номере. Это новшество законодателя. До вступления в силу данного приказа (Приказ МЗ РФ от 12.11.2021 № 1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документаций, отражающей состояние здоровья пациента») мы не сообщали пациенту о регистрации поступившего запроса. Законодатель дал нам время (4 месяца), чтобы мы перестроили свою работу, определили ответственных сотрудников и начали работать по новому Порядку.

Рассматривать данные запросы должен либо руководитель клиники, либо заместитель. На запросе должна быть резолюция руководителя «Согласовано», дата и подпись. Перед согласованием данного запроса желательно предварительно посмотреть медицинскую документацию и оценить риски. Проанализировать нет ли дефектов диагностики, лечения, проведения экспертиз. То есть каждый запрос пропускать через призму жалобы (обращения), а не праздного интереса пациента к тому, что написано о нем в медицинских документах.

В течение двух рабочих дней со дня поступления письменного запроса пациенту (законному представителю) мы должны сообщить о дате, начиная с которой в течение 5 рабочих дней возможно ознакомление с медицинской документаций (с учетом графика работы клиники), а также о месте в медицинской организации, где будет происходить ознакомление.

Максимальный срок ожидания предоставления возможности для ознакомления с медицинской документацией не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления письменного запроса. В редакции предыдущего аналогичного приказа законодатель нам давал 30 дней, с 1 марта 2022 года данный период сокращен до 10 рабочих дней.

Начинаем оперативно готовить для ознакомления медицинскую документацию, время для «раскачки» нет.

Одного в помещении, где пациент будет внимательно читать свою документацию, не оставляем. Для обеспечения порядка, изъятия из первичной медицинской документации каких либо согласий, протоколов, выписных эпикризов и т.д., в помещении медицинской организации должен присутствовать медицинский работник. В идеале, в помещении, куда мы приглашаем пациента, должна быть видеокамера для возможности зафиксировать факт порчи документов (а такое бывает). От потребительских экстремистов никто не застрахован!


До сведения пациента доводиться информация о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленной для ознакомления медицинской документацией. Но случиться может всякое, и, прежде чем передать оригинал карты, необходимо сделать качественную копию медицинской документации (из личного опыта).

А теперь самое главное – в процессе ознакомления с медицинской документацией пациент (его законный представитель) вправе выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии.

После того как пациент ознакомился со своей медицинской документацией, в нее вносятся сведения об ознакомлении пациента с указанием даты ознакомления, ФИО ознакомившегося лица, а также ФИО и должность работника, зафиксировавшего факт ознакомления с проставлением подписи указанного работника.

Пациенты, находящиеся на лечении в стационарных условиях, могут ознакомиться со своей медицинской документацией непосредственно в отделении, в котором они пребывают.

При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником во время приема (посещения на дому).


То есть писать нужно сразу, как для прокурора. Не нужно надеяться на свою память и намерение дописать завтра или послезавтра. Необходимо выработать четкую привычку завершать свой рабочий день полностью заполненными медицинскими документами и постоянно этот процесс администрировать. Законодатель здесь стоит на стороне пациента: его право почитать (сделать копию) записи непосредственно на приеме, как бы нам это не нравилось. Ориентируем врачей, средний медицинский персонал на строгое заполнение медицинских документов в день приема и с улыбкой демонстрируем знание прав пациента в части ознакомления с записями, сделанными медицинскими работниками непосредственно на приеме.


Если клиника ведет медицинскую документацию в форме электронного документооборота, то необходимо распечатать запрашиваемую пациентом информацию, заверить ее и передать пациенту. Соблюдая эти несложные требования, можно смело позволить пациенту заглядывать через плечо докторам вашей клиники. 

Поделиться:
Дата публикации: 19 января `22
Похожие статьи

Проверки будут. С новым годом!

Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён.  Конец года – это всегда согласование проверок надзорных органов и размещение на сайте Генеральной прокуратуры сводного план-графика плановых проверок на следующий год.
22 декабря `21 5764

Проверка Роспотребнадзора ждет…ВСЕХ!

С июля 2021 года все учреждения здравоохранения по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований отнесены к высокой (амбулаторно-поликлинические и стационарные) и чрезвычайно высокой (родильные дома) категории риска.
2 марта `22 6369

Как теперь работать? Вступили в силу новые правила оказания платных медицинских услуг.

С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые правила оказания платных медицинских услуг. По предыдущему нормативно-правовому акту частные медицинские организации оказывали медицинскую помощь более 10 лет. Что же изменилось и с чего начать аудит клиники?
8 ноября `23 2731

Часть проверок отменена!

Отменены плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам контроля в сфере здравоохранения. Проверки будут осуществляться только по факту обращения или жалобы.
21 апреля `22 5499
Комментарии Нет комментариев
Здесь пока нет комментариев. Оставьте свой комментарий первым!
 

 

Авторизуйтесь или , чтобы оставить комментарий.

 

 
Информационный ресурс www.estetic-gid.ru не является СМИ. Права на материалы сайта принадлежат их владельцам. Вся информация, размещаемая на сайте www.estetic-gid.ru, охраняется в соответствии с законами РФ. Воспроизведение, распространение, переработка информации разрешена только с письменного согласия администрации. Вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. По всем медицинским вопросам необходимо обращаться к специалистам. Лечение, применение лекарственных или косметических средств без консультации специалиста может нанести вред вашему здоровью. Информация, размещенная на сайте, могла быть получена из открытых источников и ответственность за её достоверность администрация сайта www.estetic-gid.ru не несёт. Отзывы являются оценочными суждениями их авторов и не имеют отношения к администрации сайта. Ответственность за достоверность отзыва несёт его автор. Все вопросы и предложения о сотрудничестве и работе портала Вы можете отправлять на электронный адрес info@estetic-gid.ru или по номеру телефона 8 (800) 222-48-64
Войдите или зарегистрируйтесь!
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ