Ваш город:
Москва

Приказ-скорострел

Стать автором блога
Вообще, я наблюдаю такое второй раз за время своей профессиональной (45 лет) жизни. Первый – когда в 2018 году после появление нового Порядка по пластической хирургии Росздравнадзор вышел с цепью искать нарушения в клиниках. Второй – в прошлом, 2019 году, когда приказ Минздрава 381н от 07.06.2019, вступивший в силу в сентябре, в октябре уже вовсю использовался не только при проверках, но и при принятии судебных решений.

Да, в прошлом году на одну московскую клинику, где в октябре обнаружили неправильное хранение лекарственных препаратов, завели административное дело по части 4 статьи 14.1КоАП (грубое нарушение лицензионных требований). Ход мысли был извилист, но понятен: приказ Минздрава 381н от 07.06.2019 включает в процесс контроля качества медицинской помощи, в том числе, и соблюдение правил обращения лекарственных средств. А контроль качества медицинской помощи является лицензионным требованием (в соответствии с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства от 16.04.2012). Следовательно, нарушение правил хранения лекарственных средств – это грубое нарушение лицензионных требований и штраф – 100 тысяч рублей.

Обратите внимание на скорость процесса:
  • 17.06.2019 – прошла проверка,
  • 06.09.2019 – принято решение о назначении штрафа по части 4 статьи 14.1 КоАП,
  • 16.09.2019 – вступление в силу приказа Минздрава №381н от 07.06.2019,
  • 21.11.2019 – принято решение арбитражного апелляционного суда, на котором клинике отказали в пересмотре дела и подтвердили, что нарушение правил хранения лекарственных средств напрямую связано с грубым нарушением лицензионной деятельности через понятие контроль качества медицинской помощи (Постановление 9-го ААС от 21.11.2019 по делу N А40-181450/2019).
В свою очередь, эту связь арбитражный апелляционный суд подтверждает положениями приказа Минздрава №381н, который вступил в силу полтора месяца назад. В общем, это я о сроках между вступлением документов в силу и их применением при контроле и надзоре за медицинскими организациями.

8 октября 2019 года, то есть спустя месяц после вступления в силу приказа Минздрава 381н, его положения были использованы при проверке лицензионных требований в клинике одного из регионов. Сознательно, не сообщаю, в каком. Ну чтобы мы не расслаблялись, потому что это может произойти в любом уголке страны, так как проверку проводит территориальный орган Росздравнадзора.

Первое замечание, опять же, касалось выявления препараты, хранение которых не соответствовало инструкции и информации содержащейся на вторичной упаковке. А далее речь о важном: о заполнении штата медицинских работников и ведении медицинской документации. В акте проверки и в предписании отмечены следующие нарушения, напрямую связанные проверяющими с внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности.

Но сначала - хронология событий:
  • 16.09.2019 – вступление в силу приказа Минздрава №381н от 07.06.2019,
  • 25.09.2019 – проведение внеплановой выездной проверки,
  • 08.10.2019 – предписание по устранению выявленных нарушений.
На что же обратили внимание проверяющие и что напрямую связали с нарушением приказа Минздрава 381н, который только девять дней, как вступил в силу?

С 1 февраля по октябрь в клинике отсутствует врач-косметолог, при этом средний медперсонал продолжает оказывать косметологические услуги без консультаций, назначений и динамического наблюдения врач-косметолога и даже самостоятельно пытается вести кое-какую документацию.

Врач отсутствует, но медсестры ведут карты, и вот как это выглядит.

Медицинские карты не заполнены в установленном порядке (далее идет отсылка к известному приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 09.01.2018) «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»). Я это специально пишу для тех, кто еще верит, что у косметологов есть своя какая-то особенная и упрощенная медицинская документация!

Нет описания жалоб пациента, анамнеза заболевания, не установлен диагноз основного заболевания, не указаны сопутствующие заболевания. И это говорит только о том, что средний медперсонал не обучен всем этим процессам. Жалобы он еще услышит, а дальше – чисто врачебное дело: включить клиническое мышление и, собрав все данные о пациенте – от жалоб, анамнеза заболевания, объективных данных (status praesens и status localis) дойти до диагноза. Кстати, проверяющие отметили также, что диагноз (в тех редких случаях, когда ставился неизвестной рукой) не соответствовал терминологии из МКБ-10. Могу себе представить этот «гравитационный птоз в зоне декольте»!

Далее проверяющие углубились в сам процесс внутреннего контроля качества медицинской деятельности, что еще больше приблизило их к требованиям, установленным приказом Минздрава №381н.

На момент проверки внутренний контроль не организован. Это подтверждается, в первую очередь тем, что в организации не было даже внутреннего приказа о Положении о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности. И это уже является нарушением пункта 6 Требований к организации проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава 381н от 07.06.2019.

Приказ о работе врачебной комиссии также выдает медицинскую организацию с головой: в состав комиссии включены врачи, уже не работающие на данный момент в клинике.

Далее сотрудники Росздравнадзора начинают внимательно читать протоколы врачебной комиссии и сверять информацию с реальным положением дел. Таким образом становится понятно, является ли врачебная комиссия действующим инструментом контроля качества медицинской помощи или протоколы пишутся «из головы главного врача» как беллетристика. Оказалось, что да, протоколы – это художественная литература с выдуманными сюжетами и героями.

В протоколах заседаний врачебной комиссии отражена недостоверная информация, а именно: в протоколе от… указано, что процедуры медицинского массажа проводятся специалистом со средним медицинским образованием по назначению врача-косметолога, где врач подробно описывает ход процедуры. Все хорошо, только в штате врача на эти даты просто не было.

Согласно протоколу от… медицинские карты амбулаторных пациентов заполняются в соответствии с утвержденной инструкцией (приложение 2 к приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 834н). Все данные на титульном листе карты заполнены на основании документов, удостоверяющих личность пациента. Диагнозы выставлены в соответствии с МКБ-10. Сотрудники Росздравнадзора не поленились и проверили медицинские карты, которые велись в период, вошедший в протокол. По факту на титульных листах только фамилия и имя пациента. Диагнозов по МКБ нет и в помине, так же, как и упоминания документов, удостоверяющих личность.

В протоколе от… указывается, что врачебной комиссией проведена проверка работы врача-психотерапевта за 2 полугодие 2019 года. Работа признана удовлетворительной, к ведению медицинской документации претензий нет. Начнем с того, что протокол – сентябрьский, и до конца второго полугодия еще три с половиной месяца. А выемка медицинской документации еще раз подтвердила, что карты не заполняются в установленном порядке.
Все перечисленное выше означает только одно: пора заканчивать сочинение протоколов врачебной комиссии, которые не соответствуют действительности. От художественной литературы пора переходить к документальной прозе.
Руководителей клиник хочу повернуть лицом еще к одному пункту предписаний: На момент проверки организацией предоставляются только услуги по медицинскому массажу, косметологии и психотерапии. В связи с отсутствием соответствующих специалистов услуги по эндокринологии, мануальной терапии, физиотерапии на момент проверки не оказывались. Организации дано два месяца на то, чтобы привести лицензию в соответствие с предоставляемыми услугами!

Еще одно замечание в акте проверки также опосредовано вывело на нарушение лицензионной деятельности. Следим внимательно! В Положении о лицензировании медицинской деятельности есть пункт 5:
«Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
… в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг».

Порядок предоставления платных услуг устанавливает Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006. А в постановлении существует пункт 6: «При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – соответственно программа, территориальная программа)».

Таким образом сотрудники Росздравнадзора сделали вывод о том, что отсутствие государственной и территориальной программы на информационном стенде и на сайте медицинской организации также является нарушением лицензионных требований.

Вот так, разобрав только одно предписание о проверке, мы можем с вами осознать, что к контролю качества медицинской помощи отныне внимание особое, положения приказа Минздрава №381 проверяющими осмыслены и освоены, и проверки становятся системными.

А мы готовы к тому, чтобы увидеть во всем, что делается в клиниках, систему, цепь взаимосвязанных событий и действий, процесс как осознанное действие?
Поделиться:
Дата публикации: 27 января `20
Похожие статьи

Защитят ли пацаны Емельяна?

Продолжение истории Емельяна Браудэ. К ней подключились Министерство Здравоохранения и Росздравнадзор. Материалы дела переданы начальнику УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве.
9 сентября `18 17986

Работать будем, но…

Осенний пик коронавируса: рекомендации Роспотребнадзора, требования региональных ведомств и опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода.
26 октября `20 7661

Штормит и качает

Пандемия COVID-19: что сейчас происходит в клиниках и к чему нам готовиться?
23 марта `20 10399

Эпиляция, депиляция... Не впадаем в прострацию!

Актуальный в последнее время (и для клиник, и для проверяющих) вопрос: куда отнести удаление волос – к медицинским или бытовых услугам?
19 июня `17 27065
Комментарии Нет комментариев
Здесь пока нет комментариев. Оставьте свой комментарий первым!
 

 

Авторизуйтесь или , чтобы оставить комментарий.

 

 
Информационный ресурс www.estetic-gid.ru не является СМИ. Права на материалы сайта принадлежат их владельцам. Вся информация, размещаемая на сайте www.estetic-gid.ru, охраняется в соответствии с законами РФ. Воспроизведение, распространение, переработка информации разрешена только с письменного согласия администрации. Вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. По всем медицинским вопросам необходимо обращаться к специалистам. Лечение, применение лекарственных или косметических средств без консультации специалиста может нанести вред вашему здоровью. Информация, размещенная на сайте, могла быть получена из открытых источников и ответственность за её достоверность администрация сайта www.estetic-gid.ru не несёт. Отзывы являются оценочными суждениями их авторов и не имеют отношения к администрации сайта. Ответственность за достоверность отзыва несёт его автор. Все вопросы и предложения о сотрудничестве и работе портала Вы можете отправлять на электронный адрес info@estetic-gid.ru или по номеру телефона 8 (800) 222-48-64
Войдите или зарегистрируйтесь!
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ