Автор рубрики
Москвичева Елена Васильевна

Москвичева Елена Васильевна

Журналист, аналитик индустрии красоты

Стаж: с 1974 года


Задать вопрос эксперту

Главный врач. От должностной инструкции к практическим делам

С 2012 года в салонах красоты с медицинской лицензией и клиниках косметологии стало обязательным наличие главного врача.

Это требование содержится в Постановлении Правительства от 16 апреля 2012 г. №291 О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Главный врач. От должностной инструкции к практическим деламЗанять должность главного врача или заместителя гендиректора по лечебной части может только специалист, имеющий сертификат "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и стаж работы в медицине (по любой из врачебных специальностей) не менее пяти лет.

Практически все специалисты, обучающиеся по программе "Организация здравоохранения и общественное здоровье" говорят о том, что бОльшую часть обучения они посвятили экспертизе временной нетрудоспособности и обязательному медицинскому страхованию, то есть, тем видам деятельности, которых в частной медицине практически нет. И им, этим специалистам, также как и их руководителям - генеральным директорам, не всегда понятно, чем должен заниматься главный врач в клинике косметологии или салоне красоты.

Правда, есть документ, в котором обозначены должностные обязанности главного врача. Это Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

В приказе под главным врачом подразумевается одновременно и специалист по организации здравоохранения, и вообще руководитель организации, который ведает, в том числе, общими организационными и финансовыми вопросами. Но если оставить только медицинскую составляющую, должностная инструкция будет выглядеть примерно так.


Должностные обязанности главного врача

  • Осуществляет руководство медицинской деятельностью организации.
  • Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы.
  • Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией.
  • Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей.
  • Возглавляет врачебную комиссии организации.
  • Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам сферы здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация.
  • Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Достаточно ли этого, чтобы медицинская деятельность организации была планомерной и качественной? Достаточно, только вот как - в практическом смысле - должна идти работа, что конкретно должен делать главный врач, чтобы все перечисленные выше пункту были не декларацией о намерениях, а результативной практической работой?

Давайте посмотрим, что может и должен сделать главный врач, приступивший к работе в клинике косметологии:


1. Проверить все медицинские услуги по прейскуранту


Привести названия в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"), либо в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"). Это позволит объяснить и пациентам, и проверяющим, что в клинике оказывают разрешенные услуги. В том случае, если в прейскуранте услуга имеет какое-то уникальное название, надо создать проект приказа о соответствии торговых наименований услуг - номенклатурным и дать его на подпись генеральному директору.


2. Сделать ревизию добровольных информированных согласий


Привязать медицинские услуги к информированным согласиям. Провести обучение врачей по использованию информированных согласий и прейскуранта одновременно. Внести в информированные согласия информацию из инструкций по применению препаратов, по использованию аппаратов. Обязательные пункты в информированном согласии прописаны в Приказе Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".

А далее главному врачу необходимо проверить, есть ли образцы информированных согласий на ВСЕ медицинские услуги в клинике, внесены ли в них показания и противопоказания, ограничения в режиме. Где хранятся эти образцы, доступны ли они для врача во время приема пациента, подписывают ли это документ до оказания медицинской услуги и врач, и пациент. Работу по актуализации добровольных информированных согласий придется делать регулярно, потому что инструкции по применению препаратов меняются. Так, например, для препарата Botox в 2015 году вышла новая инструкция, и в ней есть изменения в отношении применения ботулотоксина, о которых многие врачи не знают. А эти самые новые инструкции к применяемым в клинике лекарственным препаратам можно найти, пройдя по ссылке: grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx


3. Провести ревизию сертификатов специалистов


В соответствии с требованиями Постановления Правительства от 16 апреля 2012 г. №291 "О лицензировании медицинской деятельности..." сертификация специалистов проводится каждые пять лет. С просроченным сертификатом врач или медсестра не имеют права оказывать медицинские услуги. Именно главный врач должен контролировать процесс продления сертификата. И делать это регулярно, по крайней мере - до 2026 года, пока сертификаты специалиста будут действительны.


4. Составить список услуг, по которым специалистами было пройдено специальное обучение


И провести собеседование с персоналом о том, по каким услугам нужно пройти обучение дополнительно. На самом деле, специальное обучение (тематическое усовершенствование либо семинары в образовательных центрах компаний-поставщиков) необязательны при наличии сертификата специалиста. Право оказывать перечисленные в Порядке помощи по косметологии услуги дает им программа, пройденная в рамках сертификационного цикла. Но на практике этого бывает недостаточно, и для многих медицинских методик (например, лазерных) просто необходимо дополнительное и регулярное обучение, которое дает не только закрепление прежних знаний и навыков, но и новую информацию, поскольку косметология развивается стремительно, и каждый год появляются новые идеи, продукты, методы.


5. Создать рекомендации этапности лечебно-профилактических мероприятий


Это относится ко всем услугам косметологического профиля (например, пилинги - мезотерапия - лазер: что, после чего, с каким интервалом?!). Оценка этапности лечебно-профилактических мероприятий является обязательным условием контроля качества медицинской помощи ("Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений. Методические рекомендации N 2002/140"). Но утвержденных Министерством здравоохранения или профильной комиссией по косметологии клинических рекомендаций нет, следовательно, придется создавать их самостоятельно.

Также самостоятельно придется создавать и внутренний стандарт оказания медицинской услуги (каждой в отдельности). Внутренний стандарт создается на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2001 г. N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ ТО N 91500.01.0005-2001)": " Стандарт предприятия разрабатывается в случае отсутствия на объект стандартизации ГОСТ Р и ОСТ или при необходимости установления требований, расширяющих установленные ГОСТ Р или ОСТ; порядок разработки стандарта предприятия гармонизируется с государственным и отраслевым порядком разработки и устанавливается этим предприятием".

Поскольку государственных или отраслевых стандартов оказания услуг по косметологии не существует, мы имеем право создавать внутренние.


Примерный алгоритм создания стандарта услуги можно рассмотреть в следующей таблице


 Медицинская услуга, внедренная в клинике. Описание услуги: технология, применяемые аппараты, препараты и косметические средства  
 Показания к услуге - то есть список диагнозов по МКБ 10  
 Противопоказания к услуге, то есть список диагнозов по МКБ 10  

 Алгоритм оказания услуги: осмотр, опрос, сбор анамнеза, исследования, подписание договора на оказание платной медицинской услуги, выдача информированного согласия, подготовка рабочего места,  проведение медицинского вмешательства, оценка состояния пациента, рекомендации по домашнему уходу, уточнение даты повторного приема, запись в медицинскую карту

 
 Сочетаемость методики с другими, применяемыми в клинике   
 Временные интервалы в проведении данной услуги (сколько раз в год, или в месяц ее можно делать)  
 Планируемый результат  
 Квалификация специалиста, который имеет право выполнять услугу  
 Особенности использования препаратов (по инструкции)  


И далее работа главного врача будет заключаться в анализе медицинской документации, но это уже другая история...


Вопросы, как правильно организовать работу клиники косметологии или салона красоты с мед.лицензией – будут обсуждаться на семинаре-практикуме "Процессный подход к улучшению работы косметологической клиники", который состоится в Казани 19 и 20 августа. Зарегистрироваться на участие в нем вы можете, пройдя по ссылке.

Дата публикации: 26.05.2016
Похожие статьи
Красота «самовывозом»10.01.2017
Красота «самовывозом»
Автор:
Москвичева Елена Васильевна
В последнее время часты ситуации, когда пациенты приносят самостоятельно приобретенные препараты и требуют, чтобы в клинике им сделали инъекцию, поясняя, что так – дешевле...
Кассовый чек и медицинская услуга14.08.2017
Кассовый чек и медицинская услуга
Автор:
Москвичева Елена Васильевна
С введением онлайн-касс в практику работы салонов красоты с медицинской лицензией и клиник эстетической медицины возник вопрос - надо ли выводить наименование услуги в чеке?
Баллы? Кредиты? Иди ты...!03.05.2017
Баллы? Кредиты? Иди ты...!
Автор:
Москвичева Елена Васильевна
Спор по поводу того, надо ли сейчас бегать за баллами и кредитами, набирать их и тем самым готовится в аккредитации - ура! - разрешен.
Моральный вред в пластической хирургии10.10.2016
Моральный вред в пластической хирургии
Автор:
Москвичева Елена Васильевна
Что есть моральный вред и в каких случаях пациент может потребовать компенсацию за него? Материал Елены Васильевны Москвичевой.
Оставьте свой комментарий
CAPTCHA

Задать вопрос эксперту
Войдите или зарегистрируйтесь!
CAPTCHA
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ