С 1 января 2020 года мы вступим в новую пору – начнет действовать федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения: от производителя до конечного потребителя.
Мониторинг будет проводиться с использованием средств идентификации – нанесенных на каждую упаковку QR-кодов. ФГИС МДЛП – так сокращенно называется эта система.
Цели ее понятны:
противодействие незаконному ввозу и производству лекарственных препаратов на территории Российской Федерации;
- противодействие незаконному обороту лекарственных препаратов на территории Российской Федерации;
-
противодействие недобросовестной конкуренции в сфере оборота лекарственных препаратов.
-
Система не замкнется в себе самой, она будет взаимодействовать с другими информационными системами.
Вот они:
- единый реестр лицензий на производство лекарственных средств;
- единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья;
- единая государственная информационная система в сфере здравоохранения;
- единый государственный реестр юридических лиц;
- единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
- автоматизированная информационная система Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
- единая автоматизированная информационная система таможенных органов;
- информационные системы субъектов обращения лекарственных средств (то есть организаций, имеющих или фармацевтическую или медицинскую лицензию).
Предполагается, что ФГИС МДЛП установит полный контроль за движением лекарственных средств: QR-код, нанесенный на упаковку позволить проследить движение препарата от производителя до потребителя. И даже
в интегрированную электронную медицинскую карту назначенный препарат будет вносится «…с указанием средств идентификации лекарственных препаратов».
В Кодекс об административных правонарушениях уже внесена статья 6.34 «Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных»:
Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Статья вступит в силу в тот же день, когда заработает ФГИС МДПЛ – 1 января 2020 года.
Это сухие факты. А теперь о том, как будут рваться пищевые цепочки в косметологии.
Только давайте для начала вспомним, что такое пищевая цепочка в природе: «Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими».
В косметологии, слава богу, никто никого не поедает, но все друг от друга кормятся. Однако, с введением маркировки лекарственных средств, эти кормовые связи будут рассыпаться под давлением обстоятельств.
Обратите внимание, мы сейчас говорим только о лекарственных препаратах, а скорее даже о ботулотоксинах, которые подпадают под этот мониторинг.
Первая цепочка объединяет региональных дилеров и клиники косметологии. И МДПЛ повлияет на продажу ботулотоксинов клиникам в регионах компаниями, которые не имеют лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения.
У медицинских организаций есть лицензия на косметологию, они могут участвовать в мониторинге движения лекарственных препаратов. Но у регионального дилера лицензии на оптовую торговлю нет. И он выпадает из цепи, потому что официальный дистрибьютер импортного препарата не сможет продать ему товар. И отечественный производитель ботулотоксина тоже не сможет этого сделать. Система сразу отследит тот факт, что какое-то количество промаркированного лекарственного средства выпало из ее контроля.
При этом многим региональным компаниям, присутствующим сейчас на рынке косметологии, просто не под силу получить лицензию на оптовую торговлю, да и нужна она им только для торговли ботулотоксинами, ну, может быть, еще анестетиками. Не те объемы, чтобы вкладываться в создание оптового предприятия…
Вторая цепь – от продавца ботулотоксинов к косметологам, которые работают нелегально. Продавец сможет поставить товар только той организации, у которой есть лицензия на медицинскую деятельность и на нее же перевести в системе МДЛП QR-коды проданных препаратов. На частных косметологов препарат списать будет нельзя – они не являются официальными участниками оборота лекарственных препаратов для медицинского применения…
Следовательно, с 2020 года пройдет жесткий водораздел между легальным рынком и нелегальным.
Легальный – клиники с медицинской лицензией – будут закупать препараты у компаний, который участвуют в маркировке и поставляют ботулотоксин, чье происхождение прослеживается от производителя.
Нелегальный – подпольные косметологи – будут закупать тот препарат, который не участвует в системе мониторинга, а значит его происхождение и качество остается под большим вопросом…
Впрочем, уже сейчас нелегальный оборот ботулотоксинов интересует не только Росздравнадзор, но и ФСБ.
Вот самый свежий пример, сообщение пресс-службы УФСБ по Кировской области:
Сотрудники ФСБ установили группу лиц, торгующих в области незарегистрированными препаратами ботулотоксина. Препараты поступали как в салоны красоты, так и в кабинеты нелегально работающих косметологов.
В отношении правонарушителей были проведены оперативные мероприятия, в том числе и контрольная закупка косметологических средств Neuronox, Botulax, Refinex на сумму более 117 тысяч рублей, что считается крупных размером и влечет за собой отягощение вины.
У продавцов не было лицензии на фармацевтическую деятельность – так же, как у покупателей (сотрудников ФСБ) не было лицензии на медицинскую деятельность. То есть продавец понимал, что препарат будет использован не в условиях медицинского учреждения.
В ходе оперативных мероприятий был проведен осмотр помещений склада и офиса, была изъята крупная партия фальсифицированных и контрафактных косметологических препаратов.
В отношении группы лиц возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 238.1 УК РФ «Сбыт группой лиц по предварительному сговору незарегистрированных лекарственных средств».
Это день сегодняшний. С 1 января 2020 года нелегальный препарат отследить будет значительно проще!
Дата публикации: 23.09.2019
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.