Осталось меньше года до вхождения практикующих медицинских работников в процесс подтверждения квалификации через аккредитацию. Но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Да и ответы постоянно меняют свое содержание.
Вот, например, как развивалась история с этапами аккредитации за четыре года существования Положения об аккредитации:
2018 год
Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
Поправки внесены приказом МЗ от 26.04.2018 N 192н
|
2019 год
Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (ред. от 24.05.2019) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
Поправки внесены приказом МЗ от 24.05.2019 N 326н
|
2020 год
Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (ред. от 20.01.2020 N 34н) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
Поправки внесены ПриказомМЗ от 20.01.2020 N 34н
|
Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:
тестирование;
оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
решение ситуационных задач (для лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование).
|
Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:
тестирование;
оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
решение ситуационных задач (для лиц, получивших высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», а также лиц, получивших после 1 января 2020 г. среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача.
|
Первичная аккредитация включает следующие этапы:
тестирование;
оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
решение ситуационных задач (для лиц, получивших высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»).
|
|
|
Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:
тестирование;
оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
решение ситуационных задач (для лиц, получивших после 1 января 2020 г. среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача.
Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:
тестирование;
оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (далее - практико-ориентированный этап).
|
Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:
оценка портфолио;
тестирование.
|
Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:
оценка портфолио;
тестирование.
|
Периодическая аккредитация включает в себя один этап – оценку портфолио.
|
Однако слова «портфолио специалиста» в нормативных документах никак не объясняются, содержание и процесс создания неизвестен.
На сайте Министерства здравоохранения есть всего четыре материала, в которых словосочетание упоминается в контексте непрерывного медицинского образования или со ссылкой на портал НМО.
Встреча членов Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, 04 июля 2013:
Также было отмечено, что необходимо разрешить врачам, не вошедшим в пилотный проект, участвовать в соответствующих мероприятиях, получать кредиты, или часы образовательной активности.
Интервью директора Департамента МЗ РФ Татьяны Семеновой «Медицинской газете», 26 августа 2015 г.:
Уточню, что в 2016 году врачи, которым подойдет время сдавать экзамен на сертификат, сделают это по старой схеме, и с этого же момента будут включены с систему непрерывного медицинского образования, предусматривающую прохождение аккредитации через 5 лет. Они должны будут формировать «образовательное портфолио», накапливая кредиты.
Принципиальное отличие заключается в том, что в процессе этого периода надо будет формировать такое «резюме» с разборами сложных случаев, ошибок, осложнений, фиксацией новых освоенных методик, которое потом при прохождении аккредитации придется подтверждать не у главного врача, как это делается сегодня при защите аттестационной категории, а у профессиональной ассоциации.
С соответствующими документами врач обращается в центр аккредитации, в зависимости от выбранной специальности сдает экзамен и получает допуск к профессиональной деятельности.
Семенова Татьяна Владимировна
Министр здравоохранения (на тот момент) Вероника Скворцова:
03 июня 2016 (во время рабочего визита в Забайкальский край):
…поэтапно, до 2025 года все врачи должны пройти процедуру аккредитации, при этом будут учитываться такие факторы как профессиональный портфолио, отчет о работе, практическая деятельность.
Система аккредитации будет привязана к системе непрерывного медицинского образования, которую мы запустили два года назад. Сейчас уже работает интернет портал и со своего рабочего места каждый врач может войти в этот портал и выбрать индивидуальную систему повышения квалификации.
26 июля 2017 г.:
Реаккредитация для людей, которые уже в системе, конечно, проходит по иному механизму – с учётом портфолио, того, что человек предъявляет. Это как бы кредитные баллы за пять лет: как он поднял свою квалификацию, через какие новые блоки он прошёл, как он ими овладел. Плюс перечень всех операций, которые он сделал и так далее. То есть портфолио учитывается, поэтому механизм несколько облегчённый.
Скворцова Вероника Игоревна
Последнее упоминание портфолио – 2017 год. Зато на Портале непрерывного медицинского образования уже дано пояснение, из чего будет складываться портфолио:
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. С помощью технических средств Портала Вы можете включать в свой план обучения различные образовательные элементы. Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в вашем портфолио.
Можем ли мы ему верить? Сомневаюсь… Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. N 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» содержит планы на будущее: разработка системы учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов).
Но давайте отметим для себя главное: Концепция принята в ноябре 2017, сейчас на дворе 2020, а «системы учета образовательной активности», в чем бы ее не считали, – в баллах, кредитах, зачетных единицах – так и не создана.
Как, видимо, до сих не созданы оценочные средства. Можем в этом убедиться, заглянув на сайт Министерства здравоохранения в раздел «Аккредитация специалиста». Тесты – только для тех, кто получает высшее образование и ординаторов (не по всем специальностям)… Задания по практическим навыкам – всего для 8 специальностей: лечебное дело, медицинская биофизика, стоматология, фармация, педиатрия и медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медико-профилактическое дело. И 15 файлов по тем же специальностям – ситуационные задачи. ВСЕ!
В свободном доступе других материалов нет. Так что, может, оно и к лучшему, что тесты для периодической аккредитации отменили. Но портфолио осталось. И нам еще предстоит сильно удивиться, когда мы узнаем, что это такое и как его создавать.
Дата публикации: 02.03.2020
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.